Гастрит

Гастрит – одно из самых распространенных заболеваний современного человечества. Такой диагноз имеет 20–30% населения Земли, в том числе дети и люди преклонного возраста. Но эти цифры не отражают истинную заболеваемость. Ведь многие люди, имеющие проблемы с желудком, попросту не обращаются к врачам, не проходят достоверную диагностику гастрита и потому не попадают в официальную медицинскую статистику. Ряд исследователей указывает, что истинная распространенность этого заболевания в развитых странах – до 70–85% населения, причем с тенденцией к росту.

Что такое гастрит

Гастрит – это заболевание желудка воспалительной или воспалительно-дистрофической природы, склонное к хроническому рецидивирующему или малосимптомному течению. По МКБ-10 его шифруют с использованием рубрики К29.

При простой форме заболевания речь идет о поражении только поверхности слизистой оболочки желудка, без вовлечения в патологический процесс мышечного и тем более серозного слоев. Регионарные лимфатические узлы также остаются незадействованными. А вот при язвенных, токсико-некротических и гнойных формах болезни процесс распространяется вглубь стенки желудка, зачастую с формированием реактивного воспаления брюшины и прилегающей клетчатки.

В клинической практике чаще всего встречается хронический гастрит, причем в значительной части случаев обнаруживается первично-хроническая форма заболевания. Ей свойственно малосимптомное течение на начальных стадиях, что сопряжено с несвоевременной и не всегда полноценной диагностикой.

А острый гастрит обычно имеет яркую клиническую картину, его выявление не представляет особых сложностей.

Почему так важна полноценная диагностика гастрита?

Хронический гастрит – неоднородное по происхождению и морфологии заболевание.

• Этиологически гастрит бывает ассоциированным с Helicobacter pylori, встречаются также идиопатическая, аутоиммунная, медикаментозная, реактивная формы.
  • Морфологически на стенках желудка возможно выявление воспаления различной степени выраженности, атрофии, гранулем, эозинофильных скоплений, эрозий, геморрагий, зон метаплазии и даже участков малигнизации (злокачественного перерождения тканей).
  • Функциональные нарушения при гастрите могут включать повышение или снижение уровня кислотности желудочного сока, встречаются и формы с нормальной секреторной активностью желез желудка.

Зачем же нужно все это выявлять? Дело в том, что не существует универсальной и при этом высокорезультативной схемы лечения болезней желудка, диагностика гастрита должна быть основой для дальнейшего подбора терапии. При этом грамотный врач учитывает все этиопатогенетические и морфологические особенности заболевания у конкретного пациента. Такой индивидуальный подход дает лучший результат, чем использование базовых схем лечения.

Кроме того, полноценная и своевременная диагностика гастрита – это профилактика более серьезных заболеваний. Ведь длительно существующее воспаление рассматривается как фактор повышенного онкологического риска. А раннее выявление участков метаплазии и малигнизации позволяет врачу своевременно направлять пациента к онкологам, что в итоге сохраняет ему жизнь и предотвращает глубокую инвалидизацию.

Что включает правильная диагностика гастрита?

Диагноз «гастрит» является морфологическим, а не клиническим. Подтвердить наличие этого заболевания только на основании анализа имеющейся клинической картины невозможно. Сходные с гастритом симптомы могут появляться при рефлюкс-эзофагите, язвенной болезни, функциональной диспепсии и других заболеваниях.

Лишь точные и информативные методы диагностики гастрита позволят достоверно определить характер имеющихся у пациента нарушений. Предпочтительно, чтобы обследование при этом было малоинвазивным и безопасным для пациента.

Современная диагностика гастрита включает несколько методик:

• Гастроскопия – осмотр поверхности слизистой оболочки желудка с помощью камеры гастроскопа, который вводится через пищевод. Эта эндоскопическая методика дает возможность не только прицельно и с высокой степенью разрешения осматривать участки патологических изменений, но и проводить биопсию. При необходимости врач забирает также на анализ порцию желудочного сока.
  • Биопсия – взятие образца тканей для гистологического и цитологического исследования. Именно такая диагностика гастрита позволяет достоверно оценивать характер морфологических изменений.
  • Дыхательные (респираторные) тесты. Они признаны «золотым стандартом» диагностики гастрита, ассоциированного с инфицированием стенок желудка особой бактерией Helicobacter pylori. Используется несколько разновидностей респираторного теста: уреазный, углеродный, аммонийный. Метод простой и достоверный, при этом он не имеет альтернатив, которые применимы в повседневной клинической практике.

Комплексное обследование с использованием этих информативных, безопасных и достоверных методик позволяет диагностировать гастрит даже при отсутствии у пациента четко очерченных жалоб.

Куда обращаться для обследования

Предпочтительно, чтобы обследование желудка для диагностики гастрита было комплексным, с использованием современных достоверных методик. В Санкт-Петербурге есть возможность пройти его в ICLINIC – специализированном медицинском центре, врачи которого ориентированы на раннее выявление заболеваний пищеварительного тракта и профилактику раковой патологии.

Исследования проводят сертифицированные специалисты высокой квалификации с богатым клиническим опытом, с использованием современного оборудование последних поколений и экспертного класса. Обращение в ICLINIC – это безопасность, информативность и высокая достоверность диагностики гастрита и других болезней желудочно-кишечного тракта.

ФГДС

ФГДС с консультацией ведущего специалиста

Взятие биопсии при эндоскопических исследованиях

Уреазный дыхательный тест на хеликобактер пилори