Первые симптомы рака желудка

Онкологические заболевания – настоящий бич современного человечества. Несмотря на достижение медицины, их распространенность остается очень высокой. И на 4 месте по онкозаболеваемости во всем мире стоит рак желудка.

Что считают раком желудка

Раком желудка называют злокачественное новообразование, которое происходит из слизистой оболочки любого отдела желудка. Такая опухоль не имеет четкого отграничения от здоровых клеток, она легко прорастает в окружающие ткани, преодолевает наружную серозную оболочку и распространяется за пределы органа. Поэтому на поздних стадиях в брюшной полости образуется конгломерат, в который могут вовлекаться все смежные анатомические образования.

Кроме того, рак желудка быстро прорастает в стенки сосудов и начинает распространяться гематогенным и лимфогенным путем (по кровеносному и лимфатическому руслу). Ее частицы оседают в виде метастазов в лимфатических узлах и органах, излюбленные места для таких раковых отсевов – печень, легкие, головной мозг, а у женщин еще и яичники.

Но на первой стадии рак желудка ограничивается слизистой оболочкой (стадия 1А) или подслизистым слоем (стадия 1В), регионарных и тем более отдаленных метастазов пока нет. Опухоль при этом небольшая, ее влияние на работу органа и весь организм еще незначительное. Поэтому появляющиеся первые признаки рака желудка не доставляют пациенту выраженного дискомфорта. В большинстве случаев они игнорируются или принимаются за проявления банального гастрита или даже переедания. Поэтому люди с первыми симптомами рака желудка предпочитают самолечение, не обращаются к врачу и не видят повода для самостоятельного обследования. Это и приводит к поздней выявляемости этого грозного заболевания.

Почему при раке желудка так важна ранняя диагностика

Рак желудка – достаточно распространенное заболевание. Ежегодно только на территории РФ диагностируется чуть менее 40 тысяч новых случаев этого заболеваний. Причем во большинстве случаев он выявляется уже при прорастании опухолевой ткани за пределы слизистой оболочки или даже ее распространении за пределы органа. Это намного ухудшает прогноз, утяжеляет и усложняет лечение.

Именно такая тенденция к поздней диагностике объясняет высокую летальность от рака желудка: по показателю смертности он занимает 2 место среди всех онкологических болезней. И эта ситуация, к сожалению, в последнее десятилетие в РФ остается неизменной. В 2016 году официально зарегистрированная заболеваемость раком желудка составила 38 тыс. новых случаев, а летальность – аж 32 тыс! Ведь 5-летняя выживаемость пациентов с раком 3 стадии составляет не более 15%.

А вот ранняя диагностика дает совсем другой, гораздо более благоприятный прогноз.

Среди пациентов, обратившихся к врачу с первыми симптомами рака желудка, 5-летняя выживаемость составляет более 80%. Это очень высокий показатель для онкологических заболеваний с поражением внутренних органов.

Первые признаки рака желудка: когда стоит насторожиться?

При раке желудка первые симптомы в большинстве случаев местные, обусловленные с возникающей дисфункцией пораженного опухолью органа. Но не исключены и общие неспецифические проявления. Причем на начальных этапах болезни они связаны не с раковой интоксикацией, как при развитых стадиях, а с анемией на фоне рецидивирующих (повторяющихся) желудочных кровотечений.

Первыми симптомами рака желудка могут быть:

• Дискомфорт в области желудка вскоре после приема пищи. Испытываемые болевые ощущения обычно вполне переносимы по интенсивности, многие пациенты описывают их как чувство переполнения, неприятного распирания на фоне небольшого (привычного) объема съеденного.
  • Появление склонности к отрыжке, причем обычно она носит кислый характер и не связана с перееданием.
  • Повышенная кислотность желудочного сока, из-за чего отрыжка нередко сопровождается чувством изжоги.
  • Слабость, утомляемость, дискомфорт и склонность к несистемному головокружению при физической нагрузке. Обычно такие жалобы при начальном раке желудка – первые симптомы развившейся исподволь хронической анемии. К ее появлению приводят повторные небольшие по объему кровотечения из разрушаемых опухолью поверхностных сосудов. Они могут сопровождаться изменением густоты и цвета стула, он становится вязким и темнеет. Но многие пациенты не обращают на это внимания. Но во многих случаях такие ранние кровотечения при раке желудка выявляются лишь с помощью исследования кала на скрытую кровь.
  • Умеренное изменение вкуса и пищевых предпочтений, что тоже можно объяснить проявлением анемии. Но эти симптомы все же более характерны для более поздних стадий рака.

Некоторые пациенты отмечают небольшое снижение веса. Но на ранних стадиях болезни это еще не типичная раковая кахексия (истощение), а скорее следствие изменения аппетита и уменьшения объема съедаемой пищи.

Когда же обращаться к врачу?

Первые признаки рака желудка малоотличимы от симптомов вялотекущего гастрита. Поэтому самостоятельно распознать начало заболевания очень сложно, особенно если опухоль у пациента появляется на фоне предшествующей хронической патологии пищеварительного тракта.

Единственное верное решение в такой ситуации – обращение к врачу-гастроэнтерологу при появлении даже небольших изменений в характере, интенсивности, продолжительности и комбинации симптомов. Кроме того, людям с хроническими гастроэнтерологическими заболеваниями рекомендуется регулярно проходить профилактические обследования. Это поможет контролировать состояние слизистой оболочки желудка и выявлять злокачественные опухоли на 1 или даже 0 (предраковой) стадии, когда они еще представляют собой небольшой поверхностно расположенный островок клеток.

Как диагностировать рак желудка

Общеклинические исследования крови и сопоставление симптомов при первых стадиях рака желудка не дадут достоверной информации. Подтвердить наличие злокачественной опухоли может лишь гистологическое исследование тканей, которые получены путем биопсии подозрительных на опухоль участков. Поэтому золотой стандарт диагностики рака желудка – ФГС (фиброгастроскопия).

Эту методику не может заменить ни один другой способ визуализации. Ведь именно ФГС позволяет врачу в режиме реального времени и с увеличением осматривать слизистую оболочку желудка, откуда и происходят раковые клетки. А биопсия дает возможность гистологического подтверждения диагноза, что является единственным абсолютно достоверным методом диагностики онкологических заболеваний.

Согласно современным клиническим рекомендациям, пациентам с повышенным риском развития рака желудка необходимо проходить ФГС 1 раз в год. Причем малейшие подозрения на онкопатологию в виде появления новых симптомов или изменения характера уже имеющихся – однозначный повод для внепланового обследования.

Где пройти ФГС

ФГС не относится к инновационным и редким диагностическим методикам, многие медицинские учреждения предлагают услуги по такому обследованию. Но по возможности предпочтение все же стоит отдавать специализированным центрам, оснащенным наиболее современными моделями эндоскопических аппаратов.

ICLINIC – многопрофильная клиника, на базе которой функционирует Центр профилактики рака пищеварительной системы. Поэтому специалисты ICLINIC имеют богатый клинический опыт выявления самых ранних признаков малигнизации (озлокачествления) слизистой оболочки желудка. А новейшие модели фиброгастроскопов с высокоточными оптическими системами, атравматическими трубками малого диаметра и чувствительными манипуляторами позволяют проводить обследование прицельно, быстро, с высокой степенью достоверности и при этом с минимальным для пациента дискомфортом.

Гастродуоденоскопия (ФГДС/ВГДС) с виртуальной хромоскопией

Взятие биопсии при эндоскопических исследованиях

В чем преимущества ICLINIC?

• Современное экспертное оборудование: диагностические аппараты медицинского центра выпущены в 2017 году ведущими мировыми производителями (Pentax и другими того же уровня).

• Безупречная точность эндоскопической диагностики благодаря высокому разрешению изображения в 1,25 млн.пикселей.

• Все для комфорта пациента: эффективное обезболивание, включая общий наркоз; тонкие эндоскопы менее 10мм в диаметре; быстрое и точное проведение манипуляций.

• Узкая специализация: медцентр занимается заболеваниями пищеварительной системы, постоянно совершенствуясь именно в своей отрасли. Наши специалисты постоянно проходят повышение квалификации, участвуют в международных конференциях, тренингах и семинарах в России и Европе.

• Удобное расположение: Петроградский район Санкт-Петербурга расположен недалеко от ценра. Сюда удобно добираться как на машине, так и на общественном транспорте. Совсем рядом с клиникой находится станция метро Чкаловская, также недалеко от медицинского центра станции СПб Спортивная, Петроградская и Горьковская.

Наш профессионализм всегда на страже вашего здоровья.