/ Диагностика язвенной болезни желудка

Диагностика язвенной болезни желудка

Язва желудка – одно из самых серьезных заболеваний пищеварительного тракта. Распространенность в популяции этой патологии составляет около 2–3%, а среди пациентов гастроэнтерологических стационаров на ее долю приходится 37–39%. Но истинная заболеваемость несколько больше, ведь не все пациенты обращаются за медицинской помощью и проходят полноценную и своевременную диагностику язвы желудка.

Когда говорят о язве желудка

В медицине язвой желудка называют локальный дефект слизистой оболочки в любом отделе желудка. Она склонна к хроническому рецидивирующему течению с образованием огрубленных склерозирующихся краев. Воспалительно-некротизирующий процесс нередко распространяется в подслизистый и даже в мышечный слой, а заживление протекает с рубцеванием тканей. Это ключевое отличие язвы от эрозии. Массивное и грубое постязвенное рубцевание даже может приводить к деформации желудка, но чаще все же встречаются характерные звездчатые или линейные рубцы.

В большинстве случаев хронические язвы обнаруживаются в нижней части малой кривизны желудка, в зоне пилорического мышечного кольца. Иногда встречаются «целующиеся» язвы. Они располагаются на одном уровне на противоположных стенках желудка и соприкасаются при его опорожнении. А острые множественные дефекты могут возникать в любой части органа.

Если появление язвы обусловлено эндогенными (внутренними) факторами, говорят о развитии язвенной болезни желудка. Причем в этом случае нередко обнаруживаются сопутствующие язвенные дефекты и в двенадцатиперстной кишке. Если же повреждение слизистой оболочки связано с действием конкретного фактора, речь идет о симптоматической язве. Но в повседневной клинической практике редко используют такие разграничения, ведь в большинстве случаев у одного человека выявляется сочетание нескольких неблагоприятных факторов. Именно их комбинация нередко становится решающим моментом для запуска патологического процесса в стенке желудка.

Почему возникает язва желудка

Причин для появления язвы желудка достаточно много.

Более чем в 1/3 случаев основным повреждающим фактором выступает спиралевидная бактерия Helicobacter pylori. Причем инфицирование человека еще не означает, что у него обязательно разовьются гастрит или язва. Helicobacter pylori начинает проявлять агрессию при ослаблении защитных и регенеративных механизмов, изменении ферментативной активности желудочного сока, присоединении других повреждающих факторов. Геликобактериоз широко распространен в современном обществе, но у большинства людей он носит характер бессимптомного носительства.

Второй по значимости этиологический фактор – ульцерогенное (язвенно-провоцирующее) действие медикаментов. Наиболее выражен такой побочный эффект у нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС), особенно первых поколений. Также часто встречаются медикаментозные язвы желудка на фоне применения кортикостероидных и кофеинсодержащих препаратов, резерпина, атофана. Первоначально развивается эрозивный гастрит, который способен быстро трансформироваться в язвенные дефекты.

Язва желудка также может иметь стрессовый характер, развиваться на фоне шоково-болевых состояний.

Что способствует появлению язв

К предрасполагающим факторам относят:

• нерациональное и нерегулярное питание;
  • опухоли различной локализации;
  • курение и алкоголизацию;
  • инородные тела желудка;
  • эндокринные заболевания;
  • эмоциональные перегрузки, переутомление, хронические стрессы;
  • вторичные иммунодефицитные состояния на фоне хронических инфекций.
Все это не приводит к непосредственному изъязвлению слизистой оболочки желудка, но создает условия для активации геликобактерной инфекции и снижает устойчивость тканей к действию желудочного сока.

Диагностика язвы желудка: почему так важен грамотный подход

Диагностика язвы желудка нередко ограничивается лишь визуализацией имеющегося дефекта. Для этого во многих медучреждениях проводят рентгенографию органов пищеварения и ФГС. Действительно, эти методики позволяют выявить зоны изъязвлений, оценить их количество, размеры и глубину поражения. Но, к сожалению, этого недостаточно для полноценной диагностики язвенной болезни желудка. Ведь для подбора оптимальной схемы терапии врачу нужна и другая информация.

Основные задачи диагностики при язве желудка:

• Обнаружение язвы. При этом важно выявить все дефекты, которые могут иметь небольшие размеры (всего несколько миллиметров), располагаться в глубине естественных складок желудка или быть прикрытыми наслоениями фибрина.
  • Оценка состояния всей остальной поверхности слизистой оболочки, ведь диагностика язвенной болезни желудка не исключает наличия других отклонений.
  • Оценка морфологии прилегающих тканей. В зоне язвы желудка можно выявить воспалительные и некротические изменения, а иногда и участки метаплазии клеток. В этом случае речь будет идти о малигнизации (злокачественной трансформации) процесса. Именно поэтому язвенная болезнь рассматривается как фактор высокого риска развития рака. К тому же встречаются ситуации, когда язва желудка появляется при разрушении раковой опухоли.
  • Выявление осложнений: кровотечения из дна или стенок язвы, пенетрации или прободения.
  • Выявление хеликобактерной инфекции и оценка степени ее активности. Такая диагностика при язвах желудка помогает врачу назначать этиотропное (направленное на причину) лечение.

Не стоит забывать, что при язве желудка диагностика должна быть не однократной. Пациенту с этим заболеванием рекомендуется динамическое наблюдение. Ежегодные профосмотры – это контроль состояние тканей, раннее выявление рецидивы, профилактика рака.

Что входит в диагностику при язве желудка

Базовое комплексное обследование пациентов с подозрением на язву желудка или с уже подтвержденным заболеванием включает:

При необходимости такая базовая диагностика дополняется другими методиками, схему обследования при этом составляет врач.

Высокая степень достоверности проводимых исследований – важнейший фактор полноценной диагностики язвы желудка. Поэтому предпочтительно выбирать медучреждения с современным оборудованием и опытными специалистами.

В Центре профилактики рака органов пищеварения ICLINIC все исследования проводятся на самом современном и безопасном оборудовании, со строгим соблюдением правил асептики и в комфортных для пациента условиях. Высокий профессионализм специалистов, экспертный класс используемых гастроскопов, качественные материалы, собственная многопрофильная лаборатория – все это делает результаты диагностики высокоинформативными и достоверными.

Гастродуоденоскопия (ФГДС/ВГДС) с виртуальной хромоскопией

Helicobacter pylori (хелпил-тест)

Взятие биопсии при эндоскопических исследованиях

В чем преимущества ICLINIC?

• Современное экспертное оборудование: диагностические аппараты медицинского центра выпущены в 2017 году ведущими мировыми производителями (Pentax и другими того же уровня).

• Безупречная точность эндоскопической диагностики благодаря высокому разрешению изображения в 1,25 млн.пикселей.

• Все для комфорта пациента: эффективное обезболивание, включая общий наркоз; тонкие эндоскопы менее 10мм в диаметре; быстрое и точное проведение манипуляций.

• Узкая специализация: медцентр занимается заболеваниями пищеварительной системы, постоянно совершенствуясь именно в своей отрасли. Наши специалисты постоянно проходят повышение квалификации, участвуют в международных конференциях, тренингах и семинарах в России и Европе.

• Удобное расположение: Петроградский район Санкт-Петербурга расположен недалеко от ценра. Сюда удобно добираться как на машине, так и на общественном транспорте. Совсем рядом с клиникой находится станция метро Чкаловская, также недалеко от медицинского центра станции СПб Спортивная, Петроградская и Горьковская.

Наш профессионализм всегда на страже вашего здоровья.